Через сорок дней после того, как мир замер в восхищении и трепете во время дарования Торы на горе Синай, Моше возвращается к народу, радостно держа скрижали.
То, что он увидел, заставило его руки опуститься. Народ, поклоняющийся золотому тельцу, вынуждает Моше принять решение и разбить скрижали. Вс-вышний не давал ему такого указания, Моше сделал это по собственному разумению. Трудно представить, насколько сложным было это решение – разбить скрижали со речениями Торы, полученные таким трудом.
Сколько сил было вложено, какое самопожертвование было проявлено – чтобы в результате стать осколками у подножия горы Синай?
Каким образом лидер еврейского народа разрешил себе разбить скрижали?
Написано в Торе “не делайте так Б-гу вашему”, оттуда учится, что нельзя неуважительно обращаться со святыми объектами, например, текстами. Какие причины сподвигли Моше нарушить то, что написано в скрижалях, разбив их? Необходимо оговориться: евреи не заслуживали получить Тору в тот момент. Иначе Б-г бы не согласился с действиями Моше.
Но как всегда у нас, у евреев, цель не оправдывает средства. Что же позволило Моше уничтожить святое? Рав Ашер Вайс предлагает любопытнейший ответ: согласно Мидрашу, скрижали были неподъемны, и только чудом Моше мог их нести – скрижали как будто несли сами себя. Но в определенный момент буквы упорхнули со скрижалей и тогда они выпали из рук Моше. Возможно, буквы вернулись в Источник именно тогда, когда Моше решил, что евреи не заслуживают получить Тору, и вместе с буквами скрижали покинула и святость. Как свиток Торы, написанный изменником, человеком, оставившим еврейский народ – такой свиток должен быть сожжен.
Решение, принятое Моше, навсегда изменило ход истории. Следующие скрижали, полученные в Йом Кипур, были даны уже совсем по-другому. И Тора, данная в Йом Кипур, воспринимается нами совсем по-другому, чем Тора, данная в Шавуот. Бывает, нас прижимает. Люди, вещи, отношения, рутина, сама жизнь – давят непосильным грузом.
Согласно данным ВОЗ, каждый седьмой житель Европы страдает от серьезных расстройств настроения в какой-либо период своей жизни. Ежегодно около 7% населения страдают от серьезной депрессии. Эта цифра возрастает до 25%, если учитывать тревожные состояния и более легкие формы депрессии.
Может быть, это наша душа чувствует, как улетают буквы? Скрижали стали непосильной ношей, стоило буквам Торы упорхнуть, и наша жизнь тяжелеет, если в ней не хватает духовного, святой Торы. Еврей без Торы как скрижали без букв. Вроде бы все на месте, и нос, и фамилия, и даже гены – а жизнь тащится, как каменная глыба. А вернуть буквы нам вполне по силам.
Источник: Источник: Рав Элиэзер Райхман — выпускник академии "Торат Хаим", imrey.org
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Приглашение для еврейских юношей:
Хочешь приехать к нам на двухнедельный семинар, познакомиться с академией Торат Хаим, или просто приехать на Шаббат в теплую и занимательную атмосферу? Заполни эту небольшую анкету, вероятно, совсем скоро мы пригласим тебя! http://goo.gl/forms/t1FJnW6C66