Четыре ошибочных предположения евреев о том, что такое иудаизм
Изучая иудаизм, мы отказываемся от ошибочных заблуждений и открываем новые горизонты
Приведу четыре неверных понимания евреев о том, что такое иудаизм.
1. Иудаизм: всё или ничего
Соблюдать все мицвот?! Да вы спятили!
Многие полагают, что если иудаизм не изучать вдоль и поперёк, то и браться за него нет никакого смысла.
Думаете, это правда? Считаете, что иудаизм строится на принципе «всё или ничего»?
Представьте, что вы нашли золотой рудник. Неужели вы не возьмёте из него ничего, потому что знаете, что никогда не сможете его разработать и найти все золотые рудники мира? Даже такой один небольшой рудник обогатит вас на всю жизнь!
Каждая мицва — это золотой рудник. Даже если вы исполняете какую-то часть этой мицвы, ваша жизнь обогащается навсегда.
Иудаизм — это действие, подобное путешествию, каждый шаг которого открывает новые горизонты.
«Всё или ничего» — это НЕ иудаизм. Что бы вы ни начали делать прямо сейчас — делайте, ибо это здорово! Каждый шаг открывает в вас еврея.
2. Евреи лучше других людей
Вы встречали еврея, высокомерно смотрящего на менее религиозных людей, чем он сам? Конечно, еврей может быть разным: снисходительным, склонным критиковать; разочарованным: может потерять интерес к иудаизму. Евреи не лучше других людей.
Но, можем ли мы знать, кто есть «хороший еврей»?
Если бы террорист приказал величайшему раввину на земле убить человека, а иначе, он убьёт его, раввин знает: ему запрещено убивать даже ради спасения собственной жизни. Почему? Разве жизнь раввина менее ценна в глазах Бога, нежели душа какого-то преступника?
Талмуд говорит: «Никто не знает, чья кровь краснее». Никто из нас не может судить другого человека, ибо мы не знаем, где находится другой человек на лестнице жизни — откуда он ступил на неё и как высоко поднялся. Возможно, вор, стеснённый жизненными трудностями, поступает намного человечнее и сталкивается с самым сложным выбором в своей жизни, нежели великий ребе.
Лучшее решение, которое мы можем принять — перестать судить друг друга, но вместо этого, уважать ближнего.
3. Религия — мертвая и сухая жизнь, лишенная радости и удовольствия
Иудаизм говорит, что Бог — наш небесный Отец. Как и все родители желают нам добра, так и Всемогущий хочет того же — доставить нам столько удовольствий, сколько мы сможем «унести».
Слово «Тора» означает «наставление», потому что в ней находятся напутствия для нашей жизни. Нас НЕ удивляет, что компьютеры поставляются с огромными сопроводительными томами инструкций по эксплуатации, потому что без неё мы не разберёмся в сложной технике. Однако жизнь стократно сложнее техники, и, если мы желаем получить от неё максимальное удовольствие, тогда «инструкция по эксплуатации» нам бы не помешала.
Бог не просит нас молиться, Ему нужно, чтобы мы усмирили своё эго. Он хочет, чтобы мы воздержались от свинины потому, что это отвратительно в Его глазах. Более трёх тысяч лет Тора учит нас постигать смысл жизни и уметь радоваться и продлевать удовольствия. Вот, чему учит нас иудаизм.
4. Быть религиозным — убегать от жизни
«Как только ты станешь религиозным, ты перестанешь думать».
«Чтобы стать религиозным, нужно слепо уверовать».
Иудаизм не учит нас быть отшельником, напротив, мы несём ответственность за весь мир. Талмуд говорит, что каждый человек обязан чувствовать, будто «весь мир был сотворён лично для него, и человек должен заботиться о нём».
Наши герои — праведники и мудрецы, а всё потому, что они, изучая жизнь, посвятили себя любви и стремлению к самосовершенствованию. Тора — руководство и эталон поведенческих норм, но затем наступает второй, самый сложный этап — применение и соблюдение их в повседневной жизни.
Слепо уверовать? Это не по-еврейски.
Первое из Десяти Речений повелевает нам познавать Бога, а не слепо уверовать в Него. Нужно быть разумным существом, а не «плодом общественного мнения». Услышав чье-то мнение или убеждение, начните строить рациональную основу для своего мировоззрения, какое бы оно ни было.
Статья основана на лекциях рава Ноаха Вайнберга.
Источник: рав Нехемия Куперсмит. imrey.org