Некоторым злодеям Всевышний продлевает срок жизни в надежде, что они раскаются, как написано (Йехезкель 33:11): «Разве Я хочу смерти злодеев? Лишь возвращения (тшувы) нечестивого с путей его. И будет жить!» Поэтому Тора говорит, что Всевышний долготерпелив, буквально «задерживает гневы». (Слово «гнев» здесь сказано во множественном числе, то есть и для злодеев, и для праведников.) Иногда же Он продлевает им благоденствие в заслугу их предков или делает их жизнь долгой для того, чтобы в конце своих дней они получили наказание за зло, оступились и не встали, как написано (Мишлей 24:16): «Ведь семь раз упадет праведник и поднимется, а злодеи оступятся во зле». Написано (там же 16:4): «Все сотворил Г-сподь для почета Своего, а для нечестивого хранит день беды». То есть не сможет он спастись от беды и получит расплату сразу. А с праведника спрашивается понемногу, чтобы мог он вынести наказание и избавиться от него. Так же, как кредитор взимает с должника, которого любит, постепенно, по частям. Этому учил царь Шломо (Коэлет 7:14): «В день блага радуйся, а в день несчастья — зорко смотри...». Другими словами, даже когда тебе хорошо, помни о будущем и о несчастье, которое может случиться. Но все равно злодей не задумывается об этом, он ищет наслаждений и стремится к ним. Когда он чувствует, что удача повернулась к нему лицом, он думает, что перед ним больше вообще не будет никаких преград. Он ослеплен завистью, сладострастием и честолюбием, не может увидеть свет истины, ведь сердце его в оцепенении. Тьму материального мира он представляет светом, а свет Грядущего мира — тьмой. О таких людях сказано (Йешаяу 5:20): «Горе вам, называющие зло добром и добро злом, считающие тьму светом и свет тьмою». Источник: Раби Ицхак Абуав «Менорат а-маор», Испания, XIV век. Журнал "Мир Торы"

Теги других блогов: злодеи Тора праведники